Дорогие читатели! Представляем вашему вниманию второй номер журнала «ЛОГИСТИКА» за 2025 г. Наша редакция, как и все наши коллеги, готовится к выставке TransRussia 2025 – крупнейшему мероприятию отрасли. В этом выпуске мы подготовили интервью с директором TransRussia Натальей Ломуновой, с которой беседуем о гибком подходе, новых участниках и цифровых сервисах.
Дорогие читатели! Представляем вашему вниманию первый номер журнала «ЛОГИСТИКА» в 2025 г. Прежде всего хотим обратить внимание читателей на нашего нового партнера R1 Development – девелоперскую компанию, которая создает среду нового поколения и специализируется на строительстве индустриально-логистической, коммерческой и жилой недвижимости. Один из проектов R1 Development – сеть индустриальных парков «Дружба».
Дорогие читатели! Представляем вашему вниманию заключительный номер журнала «ЛОГИСТИКА» в 2024 г. Мы постарались сделать его насыщенным и интересным.
Москва |
20 февраля 2023 года |
Консалтинговая компания IPG.Estate подсчитала, что избежать критического роста вакансии на складском рынке Москвы позволила специфика нового ввода. Суммарно в 2022 году было введено 1 815 тыс. кв.м складов, 70% из которых составили проекты built-to-suit.
Иван Починщиков, управляющий партнёр IPG Россия:
«Общий объем сделок по аренде и продаже складской недвижимости в 2022 году составил 1,6 млн кв.м. По сравнению с итогами 2021 года этот показатель сократился практически вдвое. Однако уровень вакансии остался на низком уровне за счет того, что более 70% нового предложения на рынке обеспечили проекты built-to-suit».
Также серьёзный риск с точки зрения спроса исходил со стороны одномоментно вышедшего на рынок предложения по субаренде. Но это предложение было в сжатые сроки поглощено отечественным бизнесом, оперативно занявшим ниши уходящих игроков.
Ставки аренды и уровень вакансии
Рынок складской и индустриальной недвижимости Москвы и регионов продемонстрировал максимальную устойчивость в текущей экономической ситуации. Ключевой фактор устойчивости заключается в сбалансированной базе: высокий уровень ставок аренды как реакция на высокий спрос и низкий уровень свободных площадей.
В 2023 году развитие складского рынка будет происходить относительно невысокими темпами ввиду осторожности игроков в ситуации неопределенности, но сигналов к снижению активности или стагнации нет.
Драйверами спроса будут выступать продуктовые ритейлеры, активно развивающие формат онлайн-торговли, а также игроки рынка e-commerce. Кроме этого, мы ожидаем активность со стороны производственного сегмента.
Основным фактором риска для сегмента является новые шоки экономики ввиду санкций либо внутренней политики, которые оказывают высокое давление на потребительский сегмент, что имеет прямое влияние на складской рынок. Однако, сбалансированность рынка складской и производственной недвижимости позволит преодолеть негативные импульсы в кратчайшие сроки, без существенного снижения ключевых показателей.
Справка:
По итогам 2022 года общий объем рынка качественной складской недвижимости Москвы в классах А и В находится на уровне 22,3 млн. кв.м.