Дорогие читатели! Представляем вашему вниманию 11-й номер журнала «ЛОГИСТИКА», где вы найдете актуальные материалы и статьи.
28 ноября в Москве в отеле «Золотое кольцо» прошел XI форум «Склады России: итоги года!».
18 ноября Президент Российского Союза химиков Виктор Иванов лично вручил директору «Агентства Маркет Гайд» и издателю журнала «ЛОГИСТИКА» Юлии Кисловой сертификат, подтверждающий членство агентства в Российском Союзе химиков.
21 сентября 2012 года в Москве пройдет конференция РБК «Проблемы современной логистики 2012». Участники конференции обсудят предварительные итоги 2012 года и перспективы рынка ТЛУ в 2013 году с учетом рисков, связанных с нестабильной ситуацией в мировой экономике.
На вопросы отвечает Марк Бреннейзер, генеральный директор компании STS Logistics.
– Как вы оцениваете ситуацию на российском рынке транспортно-логистических услуг в текущем году? Ощущается ли влияние рецессии в Евросоюзе, и каковы перспективы на 2013 год?
– 2012 год для российского рынка логистических услуг, на мой взгляд, характеризуется высокой ценовой конкуренцией между операторами и провайдерами. Надо признать, что это не всегда позитивно сказывается на качестве услуг и развитии рынка в целом. Еще одной важной составляющей отраслевого рынка в текущем году является увеличение инвестиций в его инфраструктуру. Это не только складские объекты, причалы и контейнерные терминалы, но и подвижной состав, IT-инфраструктура в целом.
Резкого влияния рецессии, которая выражена сейчас в странах Евросоюза, на российском логистическом рынке не наблюдается. Тем не менее в 2012 году он не может похвастаться значительным ростом объемов грузообработки и прибыли. Можно выделить два наиболее успешно развивающихся сегмента логистического рынка, где произошел наиболее значительный рост в текущем году. Это сектора Automotive (автомобили, запасные части и агрегаты) и Retail (сетевая розничная и мелкооптовая торговля). Связано это не столько с высочайшими успехами логистов, сколько с общим развитием этих сегментов экономики в России.
В 2012 году продолжился процесс консолидации участников логистического рынка, что в целом характерно для мировых тенденций глобализации экономики. Этот процесс позитивно влияет на качество и прозрачность услуг в отрасли. С одной стороны, уходят малопрофессиональные фирмы, оказывающие одну-две услуги, а с другой – объединительные процессы дают хорошую возможность крупным игрокам для роста и завоевания новых клиентов, особенно тех, которые ищут качественного сервиса, IT-инноваций и деловой инициативы. Большое влияние на темпы и уровень развития бизнеса любой логистической компании оказывает и ее клиентская база. Но это не просто список клиентов, а удовлетворенные услугами, лояльные клиенты, которые в лице логистического оператора видят гарантированного помощника, способного сократить логистические издержки при качественном исполнении работы.
Думаю, что подобные тенденции сохранятся и в 2013 году.
– Каковы приоритетные направления развития бизнеса STS Logistics и стратегия компании в российских регионах? С какими трудностями сталкивается компания и как их решает?
– Если говорить об основных направлениях нашего развития, то я бы особо отметил завоевание новых клиентов за счет предоставления им комплексного и высококачественного сервиса с ответственностью оператора по всей товаропроводящей цепи. Вторым важнейшим фактором развития станет растущая доля аутсорсинга логистики, чем мы хотим незамедлительно воспользоваться, предлагая комплексные логистические решения. Но я не думаю, что 2013 год даст возможность резкого увеличения логистического бизнеса, который напрямую связан со всеми процессами в мировой и российской экономике.
В связи с этим STS Logistics планирует свое развитие в ранее выбранных целевых сегментах рынка. Там, где мы успешны, опытны и уверенны, мы и будем развиваться, предоставляя дополнительный сервис и услуги.
Что касается приоритетов в географии развития компании, то основными центрами логистического рынка России были, есть и будут Москва, Санкт-Петербург и Северо-Западный регион в целом. Здесь у нас основная база. Тем не менее мы планируем развивать и региональное присутствие, в том числе и в СНГ и в мире. Особенно сейчас интересен Китай. Стратегией компании для регионов станет предложение клиентам наиболее гибких и оптимальных логистических решений по всем видам услуг и по всей географии присутствия компании.
Классический логистический оператор не имеет собственных складских объектов, а выстраивает товаропроводящие цепи для клиентов, арендуя необходимые помещения, площадки или подвижной состав. В связи с этим важной задачей для нас в 2013 году становится и оперативная возможность находить складские помещения необходимого объема и класса под нужды определенного клиента в любой точке России и мира. Таких проектов на перспективу много, и потому мы сейчас ведем активную работу с девелоперами и владельцами недвижимости.
– Как повлияет вступление России в ВТО на конкурентную ситуацию на российском рынке ТЛУ и будущие грузопотоки (или не повлияет)?
– Несомненно, вступление России в ВТО повлияет и на рынок логистических услуг. Но стоит подчеркнуть, что в том или ином виде почти все крупнейшие логистические операторы уже присутствуют и активно работают в России. Оттого вступление страны в ВТО не сильно изменит ситуацию по основному составу логистического блока. Первые пять – семь игроков останутся прежними, и, скорее всего, у них прибавится работы за счет новых товаропотоков. Вступление в ВТО может сказаться на международном импортном трафике. В связи с этим «на коне» будут международные игроки, которые уже обслуживают логистические цепочки глобальных мультибрендовых международных корпораций.
На внутрироссийском рынке может измениться ситуация с дистрибуцией объемов поставок импортных грузов в регионы. В выигрыше окажутся крупные логистические компании, предлагающие клиентам гибкие, комплексные решения по принципу «от двери до двери» и имеющие свое присутствие в этих регионах.
Что касается самого трафика товародвижения на международном (импортном) направлении, то вступление в ВТО увеличит транзитные потоки через Россию с Востока на Запад. В том числе и на транзитных путях в рамках стран-участниц Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана.
Относительно конкурентной ситуации на среднем и низовом уровне, возможно, появятся иностранные игроки среднего уровня, которые будут действовать в очень узком сегменте, либо станут партнерами или просто поглотятся крупными операторами. У них не будет соответствующего опыта работы на российском рынке, соответствующих лицензий, ресурсов, офисов, позиций, клиентов и т. п. Для приобретения всего этого, потребуется время, которое не дарят конкуренты. Поэтому в краткосрочной перспективе, уверен, что изменения ситуации на российском логистическом рынке маловероятны.
Галина Волкович
РБК-Конференции