18 ноября Президент Российского Союза химиков Виктор Иванов лично вручил директору «Агентства Маркет Гайд» и издателю журнала «ЛОГИСТИКА» Юлии Кисловой сертификат, подтверждающий членство агентства в Российском Союзе химиков.
Дорогие читатели! Десятый номер журнала «Логистика» открывается большим материалом, посвященным итогам Делового форума БРИКС, прошедшем 18 октября 2024 г. в Москве. Директор ООО «Агентство Маркет Гайд» и издатель журнала «ЛОГИСТИКА» Юлия Кислова побывала на мероприятии и подготовила статью, где особое внимание уделила международной торговле и логистической связанности стран объединения. Подробности – в номере.
Директор ООО «Агентство Маркет Гайд» и издатель журнала «ЛОГИСТИКА» Юлия Кислова посетила форум «Международный день торговли – 2024», который прошел 7 ноября 2024 г. в Москве, в Торгово-промышленной палате Российской Федерации. Основной темой форума стало международное сотрудничество и межрегиональная кооперация. Организатором форума выступила Ассоциация экспортеров и импортеров.
Российские производители оборудования для нефтегазовой отрасли к 2018 году добились впечатляющих результатов: практически с «нуля» они нарастили свою долю на отечественном рынке до 46%, рассказал в ходе Гайдаровского форума министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров.
Он также подчеркнул, что «до конца следующего года российские предприятия освоят в производстве уже более 1 тысячи номенклатурных позиций на самом современном технологическом уровне».
Однако импортозамещение высокотехнологичного нефтегазового оборудования идет не так быстро, как хотелось бы. По данным отраслевого портала RuNedra, сейчас российские добывающие компании используют около 1800 различных буровых остановок, при этом до 40% из них требуют либо ремонта, либо полной замены. Реализуемые в России проекты по созданию необходимой производственной базы и началу выпуска отечественного оборудования для добывающих компаний пока не обеспечивают необходимого объема продукции. Причин такого положения дел множество, и одна из них – логистическая.
Комментирует Константин Гриневич, генеральный директор логистической компании «Глогос проект»:
Российские компании регулярно анонсируют свои планы по развитию и в, частности, по началу разведки или освоения новых месторождений, а также по увеличению объема добычи на уже эксплуатирующихся. Например, в конце ноября 2017 года «Роснефть» сообщила о начале второго этапа развития месторождения Одопту-море, на днях «Росгеология» объявила о готовности к разведке Курейской синеклизы, а компания «Нефтиса» в ходе геологоразведочных работ в прошлом году открыла две новые перспективные залежи нефти.
Освоение и промышленная эксплуатация новых месторождений и залежей углеводородов – во многом новая для отечественных компаний история, требующая прежде всего соответствующего оборудования. И если в каких-то отраслях и проектах, например, при создании или модернизации портовой инфраструктуры, можно перебазировать сложное высокотехнологичное оборудование (краны, тралы, такелаж) с места на место, то в нефтегазодобывающей отрасли использование мобильных логистических решений невозможно. Добыча с глубины 1 км совсем не то, что с 2-х, а для работ на шельфе используется совсем другое оборудование, чем на земле.
Запасов такого оборудования в России нет, поэтому приходится восполнять недостающее на ходу. До введения санкций вопрос решался импортом: так, по данным Союза производителей нефтегазового оборудования, на долю импорта в досанкционное время приходилось 80% всего технологического парка. Импортерам не мешали даже введенные в 2012 году ввозные таможенные пошлины на буровые установки с глубиной бурения более 200 м в размере 10% от их стоимости. До этого ввозимое уникальное оборудование вообще не облагалось пошлинами и налогами. С введением в 2014 году санкций в отношении российской нефтегазовой отрасли ситуация резко осложнилась: буровые комплексы купить на международных рынках стало сложно. Вся надежда – на программы импортозамещения, но их реализация может быть затруднена опять же из-за логистики. Выпускаемые на территории России буровые установки пока в значительной степени состоят из импортных комплектующих. Так, знаменитая платформа «Приразломная», по данным Союза производителей нефтегазового оборудования, на 90% собрана из импортных деталей. Между тем ввозные таможенные пошлины на комплектующие огромны: например, чтобы ввезти электрическую «начинку» для одного бурового комплекса, нужно заплатить до 20% ее стоимости. Электрика – самое дорогое, что есть в буровой, и при самых грубых подсчетах получается, что себестоимость производства отечественной установки уже сразу на 20% выше. Это не выгодно ни производителю, ни покупателю.
Для того, чтобы не дать импортозамещению застрять в этой логистической ловушке, необходимо прежде всего менять таможенное законодательство. В частности, обнулить таможенные пошлины и ввозной НДС с комплектующих для оборудования, которое производится на территории России в рамках программ импортозамещения.