«От имени компании ООО «Онлайн Медиа» и лично от себя выражаю искреннюю благодарность журналу «ЛОГИСТИКА» за поддержку и сотрудничество в рамках подготовки и проведения онлайн-конференции «Реальный склад 2025», организованной порталом Экскаватор Ру.
Сегодня в «Тимирязев Центре» стартовала выставка технологий и ИT-решений для модернизации производства и логистики ReIndustry Expo. Мероприятие ориентировано на CEO и собственников бизнеса, директоров по логистике, производству и ИT, которые запланировали обновление инфраструктуры предприятия. Это первый в России проект, проходящий в формате испытательного полигона с живой демонстрацией новейших технологий.
Дорогие читатели! Рады представить вам шестой номер журнала «ЛОГИСТИКА» в 2025 г., на страницах которого немало актуальных материалов. В свежем выпуске наш постоянный партнер компания COMITAS представляет инновационное решение, продиктованное дефицитом складских площадей и сложностями с подбором персонала, – высотный автоматизированный самонесущий «Склад COMITAS».
Стареющие машины меньше ездят, но требуют более сложного ремонта
Международная сеть автосервисов FIT SERVICE совместно с аналитическим агентством Gruzdev-Analyze подвели итоги первого полугодия 2025 года на авторынке и назвали главные тренды. По данным аналитиков, средний возраст автомобилей в стране достиг рекордных значений, при этом пробеги снижаются, а число машинозаездов на СТО растет.
Какие автомобили преобладают на российских дорогах?
Снижение продаж новых автомобилей, рост цен и сокращение доступности новых моделей усилили зависимость от рынка авто с пробегом. Средний возраст движущегося легкового авто в России по итогам 2024 года достиг 11,6 лет – против примерно 9,7 лет в 2019 году. По мнению экспертов, это ведет не только к изменениям в характере обращений автовладельцев на автосервисы, но и смещению основных возрастных групп, теперь все больше и больше легковых авто в стране старше 10 лет.
Средний возраст автопарка, обслуживаемого в сети автосервисов FIT SERVICE, за последние пять лет также медленно увеличивается. В 2025 году (итоги полугодия) он составил 12,81 года, а 5 лет назад был – 11,5 лет.
«В России меняется не только возрастной состав автопарка, но и структура по маркам автомобилей. Доля китайских брендов в парке все еще небольшая, но она стремительно растет. За 2024 год доля китайских автомобилей выросла с 2% до 5%. С учетом текущего состояния продаж новых автомобилей, когда 55% приходится на китайские бренды, по итогам 2025 года мы также увидим рост доли китайских брендов», – отмечает Александр Груздев, глава международного агентства Gruzdev-Analyze.
В международной сети автосервисов FIT SERVICE китайских автомобилей на обслуживании также становится все больше. Увеличение идет практически ежемесячно. В прошлом году аналитики фиксировали немного более 3% машинозаездов китайских марок от общего числа визитов. А по итогам шести месяцев 2025 года их доля составила уже 5%. Таким образом, доля практически удвоилась, а в количестве визитов прирост составил 48%.
«Первые партии китайских автомобилей, проданные в 2022 году, сейчас сходят с дилерской гарантии. Поэтому мы видим стабильный прирост владельцев китайских марок в клиентской базе. Все наши сервисы готовились к этому последние несколько лет, проходили специальное обучение, формировали внутренние технические базы мануалов и каталогов запчастей. Поэтому владельцы свежих китайских автомобилей практически не заметят изменений в уровне сервиса и компетенций сотрудников при переходе на обслуживание в крупнейшие независимые сети автосервисов», – отмечает Татьяна Овчинникова, директор международной франчайзинговой сети автосервисов FIT SERVICE.
Как эксплуатируют свои автомобили в России?
Меняется не только сам автопарк, но и подходы к эксплуатации личных автомобилей в стране. По данным агентства Gruzdev-Analyze, после рекордного роста в 2022 года (13 134 км) средний годовой пробег легковых автомобилей в России стабильно снижается: в 2023 г. он упал до 12 570 км (–564 км, –4,3 %), а в 2024 г. — до 12 212 км (–358 км, –2,8 %).
Отрицательная динамика подтверждается и полугодовыми срезами: в первом полугодии 2023 г. водители проехали в среднем 5 539 км, в первой половине 2024 г. — 5 411 км, а в первом полугодии 2025 г. показатель составил уже 5 064 км (–347 км, –6,4 %). Во втором полугодии пробег снизился с 7 031 км в 2023 году и до 6 801 км в 2024 г. (–230 км, –3,3 %).
Если тренд сохранится, то во второй половине 2025 г. он составит около 6 570 км, что даст суммарно порядка 11 635 км за год. Таким образом, по итогам 2025 г. средний годовой пробег может уменьшиться ещё примерно на 5 % (–577 км) по сравнению с 2024 г. и на 8,5 % (–1 084 км) по сравнению с 2019 г.
«Водители берегут свои возрастные автомобили и не ездят на них лишний раз. Кто-то откладывает объемный ремонт на потом, ставит авто «на прикол». Это формирует определенный объем отложенного спроса на рынке. С улучшением экономической ситуации и снижением ключевой ставки мы можем увидеть резкий рост числа обращений на автосервисы», – комментирует Татьяна Овчинникова.
Как чинят автомобили российские водители?
Среднее количество машинозаездов на автосервис, если проследить динамику за последние три года росло. Так в 2022 году это число составляло 1,82 визита, в 2023 году выросло до 1,93, а в 2024 году — до 1,97 визита в год. Мы видим устойчивый рост «с 1,82 до 1,97», который практически составил в среднем два визита к профессионалу в год.
«В 2025 году мы фиксируем небольшое снижение частоты визитов на сервис, что объясняется в том числе с ростом доли самостоятельного обслуживания. Уже более 35% водителей предпочитают чинить свои машины без привлечения профессионалов. Во втором полугодии 2025 года, если макроэкономическая ситуация начнет исправляться, а также с учётом традиционного летнего увеличения пробега, спрос на услуги автосервисов должен укрепиться. Наш базовый прогноз предполагает, что среднее число машинозаездов стабилизируется примерно на отметке 1,95–1,97 визита на сервис в год» - продолжил эксперт автомобильного рынка Александр Груздев.
Сложных ремонтов автомобилей становится все больше. В 2025 году доля ТО (технического обслуживания) автомобилей в структуре услуг СТО составила 27%, а доля специфических ремонтов автомобилей – 73%. Пропорции ремонтов относительно обслуживания начали расти еще с 2018 года и в текущем году достигли максимальных значений.
«Тренд по сокращению доли стандартного техобслуживания продолжится в будущем. Это связано с устареванием парка автомобилей в России и увеличением количества поломок. Влияет и возрастание количества различных датчиков и электронных систем в современных автомобилях. Неполадки быстро считываются и требуют специфических ремонтов, устранения проблем. И в этом российский рынок не отличается от рынков Европы, США или Китая. Цифровизация автомобилей приводит к тому, что причиной поездки в сервис является какая-то специфическая проблема, а обслуживание производят уже заодно», – объясняет Александр Груздев, глава международного агентства Gruzdev-Analyze.