Дорогие читатели! Десятый номер журнала «Логистика» открывается большим материалом, посвященным итогам Делового форума БРИКС, прошедшем 18 октября 2024 г. в Москве. Директор ООО «Агентство Маркет Гайд» и издатель журнала «ЛОГИСТИКА» Юлия Кислова побывала на мероприятии и подготовила статью, где особое внимание уделила международной торговле и логистической связанности стран объединения. Подробности – в номере.
Директор ООО «Агентство Маркет Гайд» и издатель журнала «ЛОГИСТИКА» Юлия Кислова посетила форум «Международный день торговли – 2024», который прошел 7 ноября 2024 г. в Москве, в Торгово-промышленной палате Российской Федерации. Основной темой форума стало международное сотрудничество и межрегиональная кооперация. Организатором форума выступила Ассоциация экспортеров и импортеров.
18 октября в Центре международной торговли Москвы состоялся Деловой форум БРИКС «Партнерство БРИКС: укрепление многосторонности для справедливого глобального развития и безопасности».
Сегодня на Рижском вокзале в Москве состоялось экспертное обсуждение результатов проведенного в 2013 году независимого технологического и ценового аудита проекта развития БАМа и Транссиба (Восточный полигон).
Мероприятие было организовано ОАО «РЖД» совместно с Открытым правительством в рамках поручений президента РФ и дорожной карты реализации проекта, утвержденной правительством РФ. В обсуждении приняли участие министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов, аудиторы (ЗАО «Делойт и Туш СНГ», «ПрайсвотерхаусКуперс Раша Б.В.»), представители ОАО «РЖД», грузоотправителей, а также собственников подвижного состава.
Необходимо подчеркнуть, что независимый технологический и ценовой аудит такого крупного инвестиционного проекта проводится в России впервые.
В 2013 году ОАО «РЖД» приступило к реализации одного из крупнейших проектов своей инвестиционной программы – модернизации железнодорожной инфраструктуры БАМа и Транссиба с развитием пропускных и провозных способностей этих магистралей.
Этот крупнейший инфраструктурный проект по решению правительства РФ получил государственную поддержку в объеме 260 млрд рублей, включая 150 млрд рублей из Фонда национального благосостояния. В настоящее время общая стоимость проекта оценивается ОАО «РЖД» в 560 млрд рублей, из которых большую часть – 300 млрд рублей компания планирует инвестировать из собственных источников.
Основу для формирования структуры мероприятий проекта составил ожидаемый прирост потребности в перевозке грузов на 55 млн. тонн к текущему уровню, основная часть которого будет обеспечена поставками сырья с разрабатываемых угольных и рудных месторождений Дальнего Востока.
Результаты проведенного аудита свидетельствуют, что с учетом текущей стадии проекта (отсутствие проектной документации) подготовленные ОАО «РЖД» материалы характеризуются достаточной глубиной проработки, при этом как самим аудитором, так и экспертным сообществом представлен ряд комментариев, которые требуют внимания и детальной проработки со стороны ОАО «РЖД» на последующих этапах реализации проекта.
Присутствующими экспертами отмечено, что грузовая база проекта в недостаточной степени учитывает перспективные грузопотоки Кузбасского региона и предполагает в первую очередь обеспечить вывоз груза с месторождений Дальнего Востока и Забайкалья.
По словам представителей ОАО «РЖД», для обеспечения потребностей в железнодорожных перевозках Кузбасса необходима реализация следующего этапа развития БАМа и Транссиба с определением соответствующих источников финансирования.
С точки зрения анализа технологических решений принципиальным вопросом для аудиторов стал выбор между строительством второго пути, либо двухпутных вставок, либо разъездов. Учитывая высокую стоимость строительства второго пути, ОАО «РЖД» даны рекомендации дополнительно проработать этот вопрос на этапе разработки проектной документации.
В целом анализ стоимости отдельных мероприятий показал, что они укладываются в границы внутренних нормативов ОАО «РЖД» и объектов-аналогов. При этом в составе мероприятий программы аудиторы выделили ряд мероприятий, по которым возможно провести оптимизацию стоимости. Потенциально это создает резерв для оптимизации затрат, однако с учетом всей специфики строительства на Восточном полигоне, окончательные выводы возможно сделать только по итогам аудита проектной документации по этим объектам ввиду их высокой сложности.
В части финансовой схемы проекта важным являлось подтверждение аудитором возможности обеспечения проектом достаточного денежного потока для выплаты дивидендов по привилегированным акциям, приобретаемым Фондом национального благосостояния, а также обеспечения высокой бюджетной эффективности проекта.
В целом аудиторами было отмечено, что проект развития БАМа и Транссиба характеризуется достаточной глубиной проработки, с учетом текущей стадии реализации.
пресс-служба ОАО "РЖД"