Дорогие читатели! Представляем вашему вниманию 11-й номер журнала «ЛОГИСТИКА», где вы найдете актуальные материалы и статьи.
28 ноября в Москве в отеле «Золотое кольцо» прошел XI форум «Склады России: итоги года!».
18 ноября Президент Российского Союза химиков Виктор Иванов лично вручил директору «Агентства Маркет Гайд» и издателю журнала «ЛОГИСТИКА» Юлии Кисловой сертификат, подтверждающий членство агентства в Российском Союзе химиков.
IV Балтийский транспортный форум, который состоялся 12 - 13 сентября 2012 в Калининграде, стал местом встречи экспертов в области транспорта из восьми стран. Форум проходил в рамках председательства России в Совете государств Балтийского моря, при поддержке Росморречфлота и Правительства Калининградской области.
Лидеры отрасли из России, Литвы, Эстонии, Польши, Германии, Белоруссии, Украины и Казахстана в течение двух дней обсуждали актуальные проблемы транспортного сектора, пути укрепления и расширения связей между представителями всех видов транспорта и развитие делового сотрудничества в Балтийском регионе. В форуме приняли участие представители крупнейших российских и зарубежных компаний и госструктур: РЖД, Белорусская железная дорога, Литовские железные дороги, Казахстан Темир Жолы, Белинтертранс-Литва, ВГК, ГТЛК, РЖД Логистика, Русагротранс, Росморпорт, Морской банк, Калининградский морской торговый порт, Таллиннский порт, АнРуссТранс, Chemikals, Buss Port Logistics GmbH & Co, Росжелдор, Комитет по транспорту Госдумы РФ, МИД России, МИД Литвы, Росграница, Правительство Литовской республики, Министерство транспорта и коммуникаций Литвы и многие другие.
Порядка 30 докладов прозвучало в рамках пленарной сессии, трёх секций и двух круглых столов. Дискуссии участников форума были посвящены портовой, железнодорожной, автодорожной, транзитной, таможенной и другим наиболее актуальным темам отрасли.
Модераторами форума выступили заместитель главного редактора - директор московского представительства делового журнала РЖД-Партнёр - Олег Дьяченко и главный аналитик Департамента консалтинга «РосБизнесКонсалтинг» Людмила Симонова.
Основные причины того, что через Калининград не идут грузы, озвучил министр развития инфраструктуры правительства Калининградской области Александр Рольбинов.
По его мнению, существуют три основные причины того, что грузопоток через Калининградскую область остается стабильно низким. Это негативная для области тарифная политика литовских и белорусских железных дорог, аналогичное поведение Российских железных дорог и высокие административные барьеры.
В ходе своего выступления г-н Рольбинов также сообщил, что принято окончательное решение об отмене системы российско-польских двухсторонних разрешений – «дозволов». Таким образом, российские и польские компании смогут возить грузы по территории друг друга без получения специальных разрешений с января 2013 года.
В кулуарах форума министр также высказал мнение, что новый порт в Калининградской области будет расположен удачнее Усть-Луги. Вопрос о строительстве нового глубоководного порта в Калининградской области является компетенцией федеральных властей, однако его строительство выгодно не столько для Калининградской области, сколько для России в целом. По словам Рольбинова, основным преимуществом такого порта будет его незамерзаемость и выгодное географическое расположение. Вопрос о возможности его строительства планируется рассмотреть до конца сентября 2012 года.
В ответ на заявление Рольбинова о том, что причиной падения портового грузооборота в области является тарифная политика сопредельных стран, в том числе Литвы, советник Премьер-министра Литовской Республики, Президент Ассоциации транспортного коридора Восток–Запад Альгирдас Шакалис высказал мнение, что низкий грузопоток через Калининград уже не связан с тарифной политикой Литвы.
«Насколько я знаю, ещё в 2010 году базовые тарифы в Калининграде и Клайпеде были уравнены. Мне не хотелось негативно комментировать это заявление, поскольку я здесь гость, но калининградский министр оперирует устаревшей информацией. Тот факт, что грузопоток через Калининградскую область стабильно низкий теперь не связан с тарифной политикой Литвы», - отметил советник литовского премьера.
Г-н Шакалис считает, что главная проблема низкого спада портового грузооборота - низкая глубина Калининградского канала, в результате чего большетоннажные суда идут в литовскую Клайпеду, а не в российский Калининград.
Участники железнодорожной секции форума обсудили вопросы развития железнодорожной инфраструктуры северо-западной части России, обеспечения эффективного доступа к железной дороге на примере Калининградской области. В число важных тем для рассмотрения вошли потенциал перевозок Литовских железных дорог в свете новой стратегии Евросоюза и состояние железнодорожных погранпереходов на российско-польской границе. Секцию открыл начальник Калининградской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» - Сергей Коломеец.
В ходе своего выступления он заявил, что потенциал КЖД используется только на 50%. По его словам, основной задачей на ближайшее время является привлечение грузов. С этой целью железная дорога работает над повышением качества предоставляемых услуг. В частности, по словам начальника дороги, в настоящее время процент отправки поездов по расписанию по КЖД достигает 99%, что является наивысшим показателем среди российских железных дорог.
Кроме того, увеличена участковая скорость движения поездов, что позволило сократить время оборотов вагонов на треть.
В ходе работы второго дня форума, отвечая на вопрос начальника коммерческого отдела калининградского управления «Росморпорта» Николая Маменко, Сергей Коломеец сообщил, что готов организовать работу контейнерного поезда, следующего из Калининграда в Москву.
«Мы мечтаем о запуске контейнерного поезда из Калининграда в Москву. Это однозначно даст нам дополнительный объем [перевозок]. Сейчас прорабатываем с морским торговым портом, с Белорусской железной дорогой вопрос об организации групп вагонов, но пока объема не набирается», - отметил г-н Коломеец.
О том, что Белорусская железная дорога планирует развивать потенциал железнодорожных перевозок в Балтийском регионе, сообщил первый заместитель начальника БЖД Владимир Михайлюк, который возглавил Белорусскую делегацию.
Важнейшим белорусским партнером в осуществлении международных перевозок грузов является ОАО «РЖД». За январь-июль 2012 года в сообщении с Россией перевезено 37,8 млн тонн грузов, что на 8,5% больше, чем за аналогичный период 2011 года. БЖД является главным связующим звеном в обеспечении экономических связей Калининградской области с другими регионами России. За 7 месяцев 2012 года по Белорусской железной дороге в Калининградскую область перевезено 6,3 млн тонн грузов. Наиболее приоритетными направлениями являются перевозки российских и казахстанских внешнеторговых грузов в порты Балтийского региона - Калининград, Ригу, Клайпеду, Вентспилс. Удельный вес транзитных грузоперевозок в калининградском направлении в общем объеме транзита Белорусской железной дороги составляет около 23%.
Тему железнодорожных перевозок продолжили другие зарубежные представители отрасли: заместитель генерального директора – директор Дирекции грузовых перевозок АО «Литовские железные дороги» Стасис Гудвалис и главный менеджер по мультимодальным перевозкам и логистике АО «Национальная компания «Казахстан Темир Жолы» Нуржан Алпыспеков.
Секцию, посвященную евроазиатскому транзиту, открыл вопрос развития Трансъевропейской сети, в частности, расширение коридоров TEN–T в странах Балтийского региона для создания панъевропейских и евразийских трансграничных транспортных маршрутов. Данную тему осветил атташе по транспорту при Посольстве Литовской Республики в РФ Министерства транспорта и коммуникаций Литвы Паулюс Грубинскас. В своём докладе он рассказал о том, как рост эффективности работы транспортных коридоров сможет способствовать развитию трансграничного железнодорожного транспорта.
Перспективы развития международных пунктов пропуска на территории Калининградской области озвучил и. о. руководителя Калининградского территориального управления Росграницы Виктор Кудрявцев.
В ходе своего выступления он заявил, что в 2013 году в Советске начнется строительство нового моста и пограничного перехода, который свяжет через реку Неман Калининградскую область с Литвой. По его словам, действующий переход через мост королевы Луизы сейчас не отвечает современным требованиям, к тому же находится в центре города и мешает жителям Советска. Строительство же нового моста займет около 1,5-2 лет. Кудрявцев отмечает, что, несмотря на ежегодный прирост движения, на литовском направлении пункты пропуска заняты только на 66%, тогда как по направлению к Польше – на 95%. При этом, с Польшей по итогам года ожидается еще большее увеличение пропускной способности в связи с запуском «зеленого коридора».
Открытием второго дня форума стал «круглый стол», посвященный вопросам увеличения транзитного грузопотока в Калининградской области и Северо-Западном регионе России.
В ходе мероприятия генеральный директор компании «Карго Сервис» Сергей Заворотынский предостерег «лиц, принимающих решения», что в среде калининградских бизнесменов, особенно занятых в транспортной сфере, растет число тех, кто не видит никакого смысла в диалоге с властями всех ветвей, поскольку предприниматели считают, что власти не заинтересованы в развитии бизнеса на территории области.
«Мы как бизнес-сообщество выступаем за партнерские отношения с властью во всех ее ипостасях, просто мы хотим перейти от разговоров к конкретным делам. Мы не за конфронтацию. Но в нашей среде уже есть достаточно много людей, которые бы не хотели в эти разговоры вступать, потому что не видят для себя никакого интереса: «Власть просто приходит к нам за налогами». А вот для того, чтобы налогооблагаемую базу увеличить, ничего не делается. Хотя, может, мы просто не туда смотрим», - отметил Заворотынский.
От лица калининградских стивидоров выступил президент Ассоциации стивидорных компаний порта Калининград Владимир Козырев. В ходе своего выступления он сделал прогноз, что пропускная способность порта Калининград в 2020 году составит порядка 30 млн тонн в год. По его словам, потенциал самого Калининграда составляет 17-19 млн тонн в год, а портопунктов в Балтийске не менее 7,5 млн тонн в год. При этом в Балтийске перспективна перевалка транзитных контейнерных и Ro-Ro грузов.
В то же время, как заявил г-н Козырев, устойчивому развитию калининградских стивидорных компаний мешает неоднозначная тарифная политика Литовских железных дорог. В частности, тариф в направлении Калининградской области по отдельным позициям более чем в 3 раза превышает тариф в направлении Клайпедского порта, что способствует развитию литовского порта как конкурента калининградского.
Начальник службы организации таможенного контроля Калининградской областной таможни Светлана Куманёва сообщила, что в порту Калининград бескомиссионно оформляется 80% судов. По ее словам, таможенники поднимаются на борт судна только при наличии информации об имеющихся рисках. Напомним, что бескомиссионный досмотр судов стал возможен в российских портах с начала 2011 года, после выхода приказа Минтранса.
Вступление России в ВТО и его последствия для транспортного комплекса Калининградской области стали темой второго «круглого стола». Его участники говорили о проблемах, с которыми им приходится сталкиваться при транспортировке грузов и товаров, а также логистическом и экспедиторском обеспечении грузопотока. При этом представители ведущих транспортных компаний региона рассказали как о видимых ими «плюсах», так и о «минусах» вступления России в ВТО.
Так, начальник КЖД Сергей Коломеец заявил, что вступление РФ в ВТО позволит увеличить объем перевозок по «узкой колее» КЖД в 2 раза. По его словам, с этой целью КЖД готово перевести данный участок на круглосуточный режим работы, а также задействовать станции, которые ранее не были востребованы.
Генеральный директор калининградского отделения «ДСВ Транспорт» Леонид Степанюк также настроен оптимистично. «Для Калининграда вступление в ВТО — несомненный плюс: где-то 70% положительного и только 30% отрицательного, — отметил он. — Да, подорожает транзит, но зато все бюрократические процедуры будут формализованы, как и везде в мире. Это, я считаю, очень важно для нас».
Кроме того, г-н Степанюк призвал активнее развивать инфраструктуру — в том числе портовую, которая после вступления России в ВТО может «пострадать» больше других. По его мнению, Калининградскому порту нужна модернизация.
В то же время начальник отдела организации перевозок компании «Карго Сервис» Михаил Тарасов занял противоположную позицию. По его мнению, калининградскую транспортную сферу при неблагоприятном раскладе может ждать упадок.
«Во вступлении в ВТО я вижу, скорее, минусы из-за своеобразного замкнутого круга: падение объёмов перевозок — ещё большее снижение конкурентоспособности — ещё большее падение объёмов, — подчеркнул Тарасов. — Выравнивание тарифов с европейскими тоже, безусловно, отрицательный момент: их увеличение для российских портов ни к чему хорошему не приведёт. Кроме того, на российский рынок выйдут крупные европейские экспедиторские компании, и мелким фирмам, сегодня работающим в области в этой сфере, будет очень трудно не то что конкурировать, но и просто выжить».
Завершением деловой программы форума стала экскурсия на логистический терминал компании «ДСВ Транспорт», где участники форума смогли ознакомиться с принципами работы предприятия.
«Форум имеет прикладное значение: здесь собрались эксперты в различных отраслях транспорта, на этой площадке высказываются различные точки зрения и происходит обсуждение. Все участники, это в том числе и стивидорные компании, грузовладельцы, грузополучатели, преследуют одну цель – найти механизмы, как отладить и улучшить работу», - подчеркнул министр развития инфраструктуры правительства Калининградской области Александр Рольбинов.
Организатор Форума – ICF - Международные конференции.
Организационный партнёр Форума – Калининградская Торгово-промышленная палата.
Спонсор секции – Chemikals (владелец логистических терминалов Logistic Port Braniewo и Logistic Port Skandawa).
Генеральный интернет-партнёр – PromoGroup.
Официальный дизайн-партнёр – PromoPrint.
Генеральный информационный спонсор – РЖД-Партнёр.
Эксклюзивный информационный спонсор – Transportweekly.
Официальный информационный спонсор – Транспорт России.
Официальный интернет-партнёр – PortNews.
Стратегический медиа-партнёр – Транспорт.
Региональный информационный партнёр – Российская газета.
Информационные спонсоры: Морской бизнес Северо-Запада, Вести Морского Петербурга, Контейнерный бизнес, Таможенные новости, Морское страхование, Морские порты, HeadHunter, Петербургский строительный рынок, T-Comm, Дороги. Инновации в строительстве, Кто есть кто на рынке спецтехники, Корабел.ру, ВЧЕРА.com, ГЛОНАСС/ГНСС Форум, ЛогИнфо, LogLink, БалтИнфо, Клопс.Ru, BusinessFM Калининград, SpecServer.ru и другие.
Подробная информация о Форуме – на сайте www.baltic.konfer.ru
По материалам PortNews, RUGRAD.EU, Калининград.ру, Клопс.Ru и NewsBalt.