Дорогие читатели! Десятый номер журнала «Логистика» открывается большим материалом, посвященным итогам Делового форума БРИКС, прошедшем 18 октября 2024 г. в Москве. Директор ООО «Агентство Маркет Гайд» и издатель журнала «ЛОГИСТИКА» Юлия Кислова побывала на мероприятии и подготовила статью, где особое внимание уделила международной торговле и логистической связанности стран объединения. Подробности – в номере.
Директор ООО «Агентство Маркет Гайд» и издатель журнала «ЛОГИСТИКА» Юлия Кислова посетила форум «Международный день торговли – 2024», который прошел 7 ноября 2024 г. в Москве, в Торгово-промышленной палате Российской Федерации. Основной темой форума стало международное сотрудничество и межрегиональная кооперация. Организатором форума выступила Ассоциация экспортеров и импортеров.
18 октября в Центре международной торговли Москвы состоялся Деловой форум БРИКС «Партнерство БРИКС: укрепление многосторонности для справедливого глобального развития и безопасности».
14 августа 2013 года в пресс-центре РИА «Новости» состоялась пресс-конференция руководителя Федеральной таможенной службы Андрея Бельянинова на тему: «Меры обеспечения таможенного транзита и другие актуальные вопросы таможенного администрирования»
Свое выступление Андрей Бельянинов начал со слов, что Правительство России проявляет серьезную озабоченность тем, чтобы доходная часть бюджета не упала.
В целом, Конвенция международной дорожной перевозки грузов (процедура МДП) работает уже более 30 лет и она способствует росту товарооборота между странами. Но задолженность Ассоциации международных автомобильных перевозок (АСМАП) по таможенным платежам уже достигла немалой суммы в размере 20 млрд. рублей. Однако Андрей Бельянинов сделал оговорку о том, что за последние три года совокупная задолженность не превысила 30 млн. рублей. Одновременно еще раз было подчеркнуто, что нет никаких оснований списать накопившуюся задолженность АСМАП.
«По сути, АСМАП является монополистом на рынке - контролирует свыше 90%», - продолжил Андрей Бельянинов. - «И она (ассоциация – примечание отраслевого портала «Логистика» www.logistics.ru) показывает свое нежелание делиться своими доходами в виде нежелания платить налоги». Такая позиция и привела к возникновению такой ситуации.
Далее Андрей Бельянинов ответил на вопросы журналистов.
Вопрос. Значит ли это, что на рынке появятся новые игроки?
«На этом рынке, помимо АСМАП и Международного совета автомобильного транспорта (МСАТ – IRU), присутствует еще шесть поручителей», ответил Андрей Бельянинов. – «И те продукты, которые предоставляют они, дешевле. Они (поручители – примечание отраслевого портала «Логистика») являются для нас предпочтительными потому, что покрыты финансово. И в случае неисполнения грузоотправителем своих обязательств по уплате таможенных платежей в случае нарушения мы в безакцептном порядке списываем в пользу казны возможную задолженность безо всяких судебных разбирательств. Заплати, потом иди в суды и разбирайся.
После создания Европейского союза, книжки МДП перестали применяться на его территории, и эти книжки реально действуют только на территории постсоветского пространства. От России в эту организацию (МСАТ – примечание отраслевого портала «Логистика») поступает свыше 75% доходов. А у нас в исполнительных органах этой организации есть только один голос. И нас там не слышно среди 68 членов. А с учетом стран Таможенного союза (России, Беларуси и Казахстана) величина доходов МСАТ составляет свыше 80% - и всего лишь три голоса. Это несправедливо».
Андрей Бельянинов также заявил: «Я, как руководитель федеральной исполнительной власти, официально заявляю, что не допущу, чтобы в результате непродуманных действий любого участника рынка, процедуры таможенного оформления усложнялись или затягивались во времени, а главное, - чтобы стали дороже для участников бизнеса. Мы будем с этим бороться. У нас есть четкая задача – повышать инвестиционную привлекательность Российской Федерации.
Нежелание (АСМАП – примечание отраслевого портала «Логистика») делиться со своим монопольным правом и приводит к такого рода аргументам (со стороны ФТС России – примечание отраслевого портала «Логистика»).
Я предложил вчера руководству МСАТ сделать шаги навстречу, тогда нам будет легче перед Минфином выработать компромиссную позицию. В нашей практике есть много примеров, когда находятся аргументы для реструктуризации долгов. Пока коллеги думают. Любые предложения и решения со стороны МСАТ, прежде всего – со стороны АСМАП, встретят с нашей стороны конструктивный подход. Продолжать и дальше делать вид, что ничего не происходит, больше не получится».
Вопрос. Почему вопрос долга АСМАП появился только сейчас?
«Этот вопрос вышел на повестку дня тогда, когда нам надо искать дополнительные средства для пополнения бюджета», - заявил Андрей Бельянинов. - «Я показал желание идти на компромисс. И очень хотел бы, чтобы с той стороны было то же самое».
Отраслевой портал "Логистика"
Вопрос отраслевого портала «Логистика». Будет ли сумма в 20 млрд. рублей продолжать использоваться как аргумент ФТС России, пока не будет достигнута договоренность между таможней и АСМАП/МСАТ, не найден компромисс, который устроит стороны? И дата 14 сентября здесь носит чисто технический характер?
«Я все-таки уповаю на здравый смысл (МСАТ и АСМАП - примечание отраслевого портала "Логистика")», - ответил Андрей Бельянинов. – «Нельзя продолжать стоять на полярных позициях и не идти навстречу друг другу. Я надеюсь, что мы найдем возможности для компромисса. Мы создали в очередной раз рабочую группу, которая занимается этими вопросами. Мы дали указание своим специалистам найти любые возможности для нахождения любых компромиссов.
Конвенции МДП уже 30 лет. Конечно, были какие-то дополнения, но рынок требует внесения корректив. И к тому же сегодня генеральный секретарь МСАТ У. де Претто признался в том, что рынок МДП сократился на 20%. Это свидетельствует о том, что ни о каком коллапсе с автомобильными перевозками на пунктах перехода на границе не может идти речь».
Вопрос отраслевого портала «Логистика». В этой ситуации есть два аспекта: а) стратегический аспект того, что Россия платит неоправданно высокую цену за участие в Конвенции МДП и б) то, что волнует бизнес – это сроки и стоимость таможенных операций по новым правилам. Можно ли получить от ФТС России сравнительный анализ (таблицу) стоимости услуг нового института поручителей по сравнению с процедурой МДП? До сих пор нет ясности в этом вопросе.
«По нашим оценкам, стоимость услуги будет на 30% дешевле, - ответил Андрей Бельянинов. – «Могу привести пример того, что в финском порту Котка выставлены прайсы на такого же рода услуги на 200-400 евро ниже, чем по совокупной стоимости процедуры, которую представляет МСАТ.
Не исключаю, к сожалению, и то, что отдельные участники рынка, одержимые жаждой максимального заработка, превысят текущую стоимость по конвенции МДП.
Еще раз официально заявляю, что мы этого не допустим. Если мы увидим такой ущерб бизнесу, то будем исключать таких поручителей из системы взаимоотношений с ФТС России. Мы официально всех уже предупредили о том, что не надо пользоваться временной трудностью, возникшей у одного из участников бизнеса (имеется в виду АСМАП – примечание отраслевого портала «Логистика»)».
Вопрос. Останется ли АСМАП в качестве участника рынка?
«Вне всякого сомнения, останется, как и сама Конвенция МДП», - ответил Андрей Бельянинов. – «Вопрос в том, что АСМАП должна чуть-чуть уменьшить свою норму прибыли. За последние три года АСМАП продала 5 млн. книжек МДП. Цена одной книжки – 100 долларов. Если одно умножить на другое, то получится очень любопытная цифра. Ссылаясь на одного из классиков, можно спросить – «Где деньги?».
Участники пресс-конференции ФТС России от 14 августа 2013 года
Вопрос. Относительно официально заявленных поручителей – страховой компании «Арсеналъ» и ООО «Адал». На основании каких критериев выбраны именно эти компании? По моим данным, «Арсеналъ» в рейтинге страховых компаний находится на 120-м месте. И второй вопрос – каким образом будут фиксироваться количество и объем выданных поручительств?
«Нам на самом деле все равно, кто из финансовых организаций будет являться поручителями», - ответил Андрей Бельянинов. – «Главное, чтобы они: а) представляли покрытия (финансовые гарантии), б) чтобы у нас была возможность проводить списания в безакцептном порядке. И указанные компании, а также несколько других, представили финансовые покрытия на сумму в несколько миллиардов рублей. И банки, прежде, чем выдадут такие документы, как вы сами понимаете, проведут тщательные проверки. Рынок поручителей не может быть закрытым.
Также немаловажно, как мы проводим учет - он у нас максимально компьютеризирован».
«Есть еще момент, связанный с предварительным информированием о грузе, который неохотно соблюдают члены АСМАП, - продолжил Андрей Бельянинов. – «И причина кроется в следующем: пока груз едет из одной европейской страны в Россию, там где-то происходит подмена товарно-сопроводительных документов: меняется страна происхождения, код товара и контрактная цена. И, таким образом, сумма таможенных платежей очень существенно меняется в сторону уменьшения. А мы не делаем и не хотим делать 100% досмотр автомобилей. Если мы будем делать такой досмотр, то действительно, граница станет в коллапсе».
Вопросы, заданные Андрею Бельянинову в кулуарах, после завершения пресс-конференции
Вопрос. Какова ситуация, связанная с выполнением плана по таможенным сборам и пошлинам?
«ФТС России всегда выполняла свои обязательства, какая бы ни складывалась международная экономическая конъюнктура», - ответил Андрей Бельянинов. – «Даже в недавние тяжелые годы финансового кризиса мы перечислили положенные налоги в казну. Да, мы прогнозируем снижение импорта по сравнению с сопоставимыми периодами прошлого и текущего года. Если импорт составлял от общего объема федеральных платежей 42-44%, то сейчас - в районе 35-36%. Согласитесь, что по сравнению с 6,5 триллионами, цифры тоже будут впечатляющими. В целом, импорт для нас очень важен. Рост количества автосборочных производств на территории России также приводит к снижению таможенных платежей. Тем не менее, мы выполним план».
Вопрос отраслевого портала «Логистика». При каком целевом значении долей поступлений таможенных платежей: а) по линии института поручителей и б) АСМАП существующий инцидент будет считаться урегулированным?
«Я пока не могу сказать. Если Вы имеете в виду, какие у меня ценовые директивы, то это коммерческая тайна (Андрей Бельянинов при этом улыбается – примечание отраслевого портала «Логистика»). Не скажу. Пока позиция АСМАП/МСАТ такова: ничего нет, быть не может, мы ничего платить не будем. Знаете, какая позиция на переговорах? - кто первый высказал свою позицию, тот и проиграл. Я уже проиграл, сказав то, что готов уступить (улыбается). Но не я буду уступать, а будет наше совместное обращение в Министерство финансов, чтобы Министерство выступило арбитром по этому поводу».
«Мы не проиграли, мы делаем это предложение, осознавая свою силу», - дополнил его слова начальник Управления по связям с общественностью ФТС России Александр Смеляков.
Вопрос Польского агентства печати. Если будет найден компромисс, то 14 сентября не будет?
«Будет», - твердо заявил Андрей Бельянинов. - «Это уже будет что-то новое. Если будет представлена покрытая финансовая гарантия, то уже это означает инновацию с нашей стороны. А другие поручители как работали, так и будут работать. Суть вопроса одна – предоставляйте покрытую финансовую гарантию. И никакие международные обязательства не нарушаются, и нарушаться не будут. Перевозчикам будет даже выгодно возить под другими видами поручительства, так как будет дешевле на 30%.
Я получил письмо, подписанное вице-премьером Польши, в котором он проявлял свою озабоченность сложившейся ситуацией. Я разделяю его озабоченность, но заверяю, что проблем не возникнет».
Ташбаев Ырысбек, директор по развитию, Отраслевой портал «Логистика»