18 ноября Президент Российского Союза химиков Виктор Иванов лично вручил директору «Агентства Маркет Гайд» и издателю журнала «ЛОГИСТИКА» Юлии Кисловой сертификат, подтверждающий членство агентства в Российском Союзе химиков.
Дорогие читатели! Десятый номер журнала «Логистика» открывается большим материалом, посвященным итогам Делового форума БРИКС, прошедшем 18 октября 2024 г. в Москве. Директор ООО «Агентство Маркет Гайд» и издатель журнала «ЛОГИСТИКА» Юлия Кислова побывала на мероприятии и подготовила статью, где особое внимание уделила международной торговле и логистической связанности стран объединения. Подробности – в номере.
Директор ООО «Агентство Маркет Гайд» и издатель журнала «ЛОГИСТИКА» Юлия Кислова посетила форум «Международный день торговли – 2024», который прошел 7 ноября 2024 г. в Москве, в Торгово-промышленной палате Российской Федерации. Основной темой форума стало международное сотрудничество и межрегиональная кооперация. Организатором форума выступила Ассоциация экспортеров и импортеров.
СЕВАСТОПОЛЬ: ЛОГИСТИКА РЕГИОНА ВЫХОДИТ НА НОВЫЙ УРОВЕНЬГород федерального значения Севастополь три года назад воссоединился с Российской Федерацией, и ему пришлось столкнуться одновременно с санкциями, блокадой со стороны Украины и устаревшей инфраструктурой, препятствующей динамичному развитию. В интервью журналу «ЛОГИСТИКА» Губернатор Севастополя Дмитрий Владимирович Овсянников рассказывает о том, как сегодня в регионе решаются проблемы логистики, какие существуют ключевые инфраструктурные проекты.
‒ Дмитрий Владимирович, обозначьте, пожалуйста, основные проблемы в области логистики, с которыми сегодня приходится работать Севастополю?
‒ Перед Правительством Севастополя сегодня стоит ряд масштабных задач по модернизации инфраструктуры, в том числе логистическая.
Транспортный комплекс Севастополя включает в себя все виды транспорта, кроме речного. Это важный сектор экономики города, напрямую влияющий на его развитие. Напомню, что Севастополь возник как незамерзающий порт на побережье Черного моря. Особенность Севастополя в том, что на побережье расположено множество уникальных бухт, защищенных от ветров, например Балаклавская бухта.
До возвращения Севастополя в состав России город как база российского Черноморского флота находился на обочине интересов Украины. Реальный сектор экономики деградировал. Многие предприятия прекратили свое существование, в том числе предприятия рыболовства и сельского хозяйства, влияющие на формирование крупных транспортных потоков. Пришла в упадок инженерная и коммунальная инфраструктура городского хозяйства, дорожная сеть города не справляется с растущими год от года потоками транспорта.
В связи с этим стратегическую цель развития транспортного каркаса Севастополя я вижу в формировании условий для превращения города в мультимодальный транспортно-логистический узел со специализацией на перевалке в портах зерна, контейнеров и других грузов.
‒ Расскажите о ключевом проекте в области логистической инфраструктуры, планируемом к реализации в ближайшие годы, – проекте создания индустриального парка. Какие проблемы он должен решить?
‒ Индустриальный парк в Севастополе – один из четырех проектов подобного типа на Крымском полуострове. Территория парка состоит из трех групп земельных участков, разделенных автомобильными дорогами и коммунальными объектами. Общая площадь участка – 77,6 га.
В городе развивается обрабатывающая промышленность, приборостроение, судостроение и судоремонт, рыбная переработка, легкая промышленность, производство композитных материалов и другие отрасли.
Количество предложений по готовым производственным помещениям площадью более 100 м2 незначительно. Соответственно, недостаток земли и производственных помещений ведет к росту цен на аренду.
Проект снизит остроту проблемы с дефицитом промышленных площадей. Индустриальный парк позволит удовлетворить растущий спрос на промышленные площади и сделает доступным размещение производств для резидентов.
‒ Какие объемы капиталовложений планируются?
‒ Общий объем инвестиций в индустриальный парк превысит 2 млрд руб. федеральных, региональных и частных инвестиций.
‒ Рассматриваете ли вы иностранные инвестиции?
‒ Мы предполагаем, что резидентами индустриального парка могут стать в том числе компании с иностранным участием. В первую очередь это компании – противники санкций в отношении России, например Китай, Индия, Иран, Азербайджан. Кроме того, мы видим заинтересованность в реализации подобных проектов на территории Севастополя у представителей стран Европы.
‒ Какие выгоды получит регион в результате реализации проекта?
‒ Создание парка позволит вывести на новый уровень качество инвестиционной среды региона.
На территории индустриального парка предусмотрено создание бизнес-инкубатора по программе развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России. Создание бизнес-инкубатора позволит развивать малые предприятия, которые впоследствии смогут размещаться на площадях парка как полноценные резиденты, станут новыми бизнесами регионального и федерального значения.
В последующем на базе элементов инновационной инфраструктуры возможно создание регионального центра инжиниринга, центра коллективного пользования, технопарка производственного типа и др.
Безусловной выгодой для Севастополя станет рост налоговых поступлений в региональный бюджет.
‒ Назовите конкурентные преимущества проекта? Есть ли интерес у местного и российского бизнеса к его реализации? Каких инвесторов вы ожидаете увидеть?
‒ Можно отметить ряд преимуществ размещения в индустриальном парке. Парк равноудален от основных жилых кварталов города с общей численностью экономически активного населения 182 000 человек, что облегчает возможность привлечения трудовых ресурсов любой специализации.
Благодаря размеру земельного участка, наличию двух типов площадок ‒ «гринфилд» и «браунфилд», индустриальный парк позволит размещать на своей территории объекты, принадлежащие резидентам, а также предлагать готовые производственные и административные площади в аренду. Его расположение обеспечивает прямой доступ к железнодорожной и автодорожной инфраструктуре, включая трассу «Таврида» к аэропорту. В отличие от индустриальных парков материковой России севастопольский индустриальный парк – единственный проект с непосредственным выходом к незамерзающему морскому порту. Все это создает дополнительные преимущества и сокращает логистические издержки.
‒ Расскажите о преференциях, которые получат резиденты.
‒ Резиденты индустриального парка Севастополя обладают возможностью получения льгот как участники Свободной экономической зоны, а также льгот, предусмотренных для резидентов индустриального парка на региональном уровне. В частности, это невысокая плата за технологическое присоединение к инженерным сетям, сниженная стоимость аренды земли промышленного назначения, производственных зданий и офисных зданий, низкие тарифы на энергоресурсы.
Отмечу, что эти условия и принципы соответствуют лучшим практикам индустриальных парков как в России, так и в мире.
‒ Какие кадровые ресурсы региона вы планируете задействовать в реализации столь масштабного проекта? Чувствуется ли поддержка севастопольцев? Существует ли в регионе система подготовки профессиональных кадров? Планируется ли привлечение профессионалов из других регионов?
‒ В рамках утвержденной концепции парка его резидентами станут высокотехнологичные малые и средние предприятия, не ведущие вредных производств. В связи с этим в перспективе возможно создание в непосредственной близости от территории парка его управляющей компанией благоприятной жилой среды, например в формате малоэтажного жилья с социальной инфраструктурой для повышения заинтересованности резидентов, привлечения квалифицированных трудовых ресурсов.
На практике такие социальные условия являются обязательным требованием иностранных компаний (как перспективных резидентов), повышают престиж проекта и статус компаний-резидентов.
Реализация проекта индустриального парка предполагает 5 этапов, в рамках каждого планируется создать от 300 рабочих мест. Рабочие места предназначены прежде всего для севастопольцев. Возможно, резидентами будут приглашены профессионалы из других регионов, что позволит осуществить обмен опытом и привлечь дополнительные инвестиции.
‒ На каком этапе реализации сейчас находится проект создания индустриального парка?
‒ Осуществляется проектирование. Завершены инженерно-геологические изыскания. Строительство инфраструктуры индустриального парка будет осуществляться поэтапно, в 2019 и 2020 гг. Мы вынуждены подстраиваться под график федерального финансирования, хотя строительство можно было бы завершить на год-полтора раньше.
‒ По вашему мнению, реализация проекта должна отразиться на турпотоке в регион? Скажется ли это положительно на качестве обслуживания туристов и повышении привлекательности региона?
‒ Рост доходов населения, активный миграционный и туристический потоки формируют спрос потребительского рынка Крыма и Севастополя на товары широкого потребления, детские и туристические товары. Развитие туристических объектов, например гостиниц, требует развития качественного предложения современных, экологичных строительных и отделочных материалов с высокими потребительскими характеристиками. Мы надеемся, что такие производства также разместятся в индустриальном парке.
‒ Благодарим за интересную беседу.