Дорогие читатели! Представляем вашему вниманию первый номер журнала «ЛОГИСТИКА» в 2025 г. Прежде всего хотим обратить внимание читателей на нашего нового партнера R1 Development – девелоперскую компанию, которая создает среду нового поколения и специализируется на строительстве индустриально-логистической, коммерческой и жилой недвижимости. Один из проектов R1 Development – сеть индустриальных парков «Дружба».
Дорогие читатели! Представляем вашему вниманию заключительный номер журнала «ЛОГИСТИКА» в 2024 г. Мы постарались сделать его насыщенным и интересным.
Дорогие читатели! Представляем вашему вниманию 11-й номер журнала «ЛОГИСТИКА», где вы найдете актуальные материалы и статьи.
В последние годы значительно возросло внимание, уделяемое Деловым Советом БРИКС вопросам развития инфраструктуры. Масштабные интеграционные инициативы запущены на территории Евразии, проводится активная работа по продвижению инфраструктурных проектов на территории Африки и изучаются перспективы активизации такой работы в Латинской Америке. Присоединение к БРИКС новых стран-членов позволяет расширить горизонты сотрудничества в этой области.
Совместная работа как путь к дальнейшему росту
Совместная работа имеет высокую значимость для реализации Стратегии экономического партнерства БРИКС до 2025 г., создавая условия для развития международной торговли, обеспечения свободы передвижения граждан. По оценкам, номинальный ВВП стран БРИКС в совокупности сопоставим с аналогичным показателем США. Реальный ВВП стран объединения достиг 40% от мирового и превышает общий показатель государств «Большой семерки». По мнению экспертов, в дальнейшем этот разрыв будет возрастать.
В то время как глобальная торговля за последнее десятилетие росла в среднем на 3% в год, между странами БРИКС она увеличивалась на 11% ежегодно. С учетом такой динамики кратно увеличивается важность повышения логистической связанности и развития международных транспортных маршрутов стран объединения, соединяющих государства надежной и эффективной инфраструктурой.
Наряду с увеличением объемов взаимной торговли можно отметить существенный прирост инвестиций внутри объединения. Значительная часть этих средств была направлена в развитие важных секторов, включая инфраструктуру, энергетику, технологический и производственные сектора. В то же время целесообразно отметить потенциал для дальнейшего роста.
Для консолидации усилий профильных институтов развития, включая Новый банк развития (НБР), на приоритетных направлениях совершенствования инфраструктуры и логистики Деловым Советом ведется работа по поиску узких мест, расшивка которых позволила бы эффективно повысить логистическую связанность между странами объединения.
Логистические барьеры маршрутов БРИКС и пути их преодоления
Одной из задач, которую решает Подгруппа по транспорту и логистике, основанная в 2024 г., является поиск логистических барьеров, препятствующих логистической связанности стран БРИКС, и путей их преодоления.
По оценкам Подгруппы по транспорту и логистике Делового Совета БРИКС, существует ряд ключевых барьеров для развития транспортной связанности. В настоящее время сформирован Обзор транспортных барьеров БРИКС, в котором описаны логистические цепочки поставок, связывающие страны объединения (рис. 1), а также определены барьеры для их развития.
Рисунок 1. Атлас логистической связанности БРИКС
Источник: Деловой совет БРИКС
Маршрут БРИКС № 1 – включает международный транспортный коридор «Север – Юг». Маршруты коридора проходят по территории России, Беларуси, Азербайджана, Казахстана, Туркменистана, Ирана и Индии (рис. 2). Коридор обеспечивает развитие торгово-экономический связей России и Белоруссии со странами Закавказья, Ираном, странами Южной Азии и Персидского залива. Объективные предпосылки создают возможность присоединения стран Африканского континента к перевозкам по этому коридору за счет морских участков.
Объем груза, перевозимого по железной дороге и морем в рамках маршрута, по состоянию на 2023 г. составил 12,5 млн т. В перспективе до 2028 г. прогнозируется рост объемов более 30 млн т.
Рисунок 2. Маршрут БРИКС № 1
Источник: Деловой совет БРИКС
Маршрут БРИКС № 2 – его основу составляет коридор «Восток – Запад» – основная артерия для обеспечения внешнеторговых перевозок в сообщении с Китаем. Маршруты коридора проходят по территории Беларуси, Казахстана, Монголии и, конечно, России (рис. 3).
Объем груза, транспортируемого железной дороге в рамках маршрута, по состоянию на 2023 г. составил 150,5 млн т. По прогнозу планируется нарастить объемы перевозок по железной дороге к 2030 г. до 210 млн т и к 2032-му – 270 млн т.
Рисунок 3. Маршрут БРИКС № 2
Источник: Деловой совет БРИКС
Маршрут БРИКС № 3 – маршруты через порты Азово-Черноморского бассейна и далее морским транспортом в Египет, страны Латинской Америки и Африки (рис. 4).
Объем перевозимых по железной дороге и морем в рамках маршрута грузов в 2023 г. составил 98,6 млн т. В настоящее время на российских маршрутах реализуется комплекс инфраструктурных мероприятий, который по итогам реализации всех мероприятий позволит к 2030 г. увеличить провозную способность железнодорожных подходов к портам до 152 млн т.
Рисунок 4. Маршрут БРИКС № 3
Источник: Деловой совет БРИКС
Маршрут БРИКС № 4 – маршруты к портам Северо-Запада РФ, включая Мурманск и Санкт-Петербург и далее по СМП, и морские линии в Китай, Индию, ОАЭ, Саудовскую Аравию и Бразилию (рис. 5).
Объем перевозимого груза по железной дороге и морем в 2023 г. составил 166,4 млн т. К 2030 г., по прогнозам, только ж/д перевозки могут составить свыше 220 млн т.
Рисунок 5. Маршрут БРИКС № 4
Источник: Деловой совет БРИКС
Маршрут БРИКС № 5 – это международные морские линии (Китай – Юго-Восточная Азия – Индия – ЮАР – Бразилия; РФ – Египет – Саудовская Аравия – ЮАР; РФ – Египет – Бразилия), рис. 6.
Рисунок 6. Маршрут БРИКС № 5
Источник: Деловой совет БРИКС
Маршрут БРИКС № 6 – система трансафриканских транспортных маршрутов (при условии начала практической проработки таких проектов). Предполагаемый железнодорожный маршрут может пройти через страны Африки, входящие в БРИКС (Египет, Эфиопия и ЮАР), рис. 7. Формирование коридора может обеспечить транспортную сухопутную связь между Египетским портом Александрия на севере, столицей Эфиопии – Аддис-Абебой и на юге с портом Дурбан Южно-Африканской Республики. Протяженность данного маршрута может составить порядка 10,3 тыс. км, в том числе 8 тыс. км по существующим железнодорожным линиям Египта, Судана, Эфиопии, Кении, Мозамбика и ЮАР.
– сотрудничество между странами по обеспечению безопасности на ж/д маршрутах;
– улучшение процессов пограничного контроля для повышения эффективности перевозок;
– изучение возможности дальнейшей интеграции ж/д маршрутов и других видов транспорта.
Рисунок 7. Маршрут БРИКС № 6
Источник: Деловой совет БРИКС
Повышение роли БРИКС в мировой экономике становится основой для укрепления транспортно-логистических связей между странами группы и дальнейшего расширения объемов торговли и инвестиций. С 1 января 2024 г. в состав объединения входит 10 стран, в которых проживает 46% мирового населения. Присоединение новых стран с высокими темпами роста населения, означает, что БРИКС вскоре может представлять более половины населения мира. Как мы знаем, еще 30 государств выразили заинтересованность в присоединении к БРИКС, а 13 стран по итогам октябрьского саммита в Казани получили статус государства-партнера.
В связи с этим работа по транспортно-логистическому треку в Деловом Совете БРИКС приобретает все большую актуальность для повышения логистической связанности и создания условий для расширения торгово-экономических отношений, а также повышения мобильности населения стран объединения.
Представленные в настоящей публикации материалы отражают видение Делового Совета БРИКС по развитию логистической связанности. Материал носит информационный характер и не является руководством к действию, не накладывает обязательств.