Дорогие читатели! Представляем вашему вниманию заключительный номер журнала «ЛОГИСТИКА» в 2024 г. Мы постарались сделать его насыщенным и интересным.
Дорогие читатели! Представляем вашему вниманию 11-й номер журнала «ЛОГИСТИКА», где вы найдете актуальные материалы и статьи.
28 ноября в Москве в отеле «Золотое кольцо» прошел XI форум «Склады России: итоги года!».
В условиях формирования нового миропорядка и развития международного экономического сотрудничества особое значение приобретает БРИКС. Это межгосударственное объединение Бразилии, России, Индии, Китая, ЮАР, а с 1 января 2024 г. в состав объединения также вошли Иран, Саудовская Аравия, ОАЭ, Египет и Эфиопия.
Работа по выявлению ограничений и трудностей
Основным механизмом развития делового сотрудничества между странами объединения является Деловой Совет (ДС) БРИКС, о создании которого было объявлено на полях V саммита БРИКС в г. Дурбане (ЮАР) 27 марта 2013 г. Решением лидеров в Деловой Совет БРИКС входят по 5 представителей от каждой страны. Распоряжением Президента РФ В.В. Путина представителями России в Деловом Совете БРИКС на 2022–2024 гг. назначены генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» О.В. Белозёров, председатель «ВЭБ.РФ» И.И. Шувалов, генеральный директор Российского фонда прямых инвестиций К.А. Дмитриев, генеральный директор ГК «Ростех» С.В. Чемезов. Возглавляет российскую часть ДС БРИКС Президент ТПП России С.Н. Катырин.
В задачи ДС входят выявление ограничений и трудностей, сдерживающих рост экономического, торгового, делового и инвестиционного сотрудничества между странами БРИКС, а также формирование предложений и рекомендаций по его развитию. В рамках ДС действуют девять отраслевых рабочих групп, каждая имеет куратора от российской стороны. Группы распределены по следующим направлениям:
Российские компании представлены в каждой рабочей группе и ориентированы на продвижение российских интересов в указанных отраслях. Заседания рабочих групп проходят на регулярной основе в формате интернет-конференций. Итоги работы Делового Совета БРИКС, предложения и инициативы рабочих групп, одобренные нацчастями, находят отражение в годовом отчете, который представляется главам государств БРИКС в ходе традиционных встреч лидеров с Деловым Советом на саммитах БРИКС.
Инициативы БРИКС и деятельность Подгруппы по транспорту и логистике
В 2020 г. в рамках российского председательства в БРИКС в годовой отчет вошли 36 инициатив по дальнейшему развитию сотрудничества стран БРИКС. В 2021 г. ситуация с пандемией коронавируса в Индии и других странах объединения не позволила в полной мере восстановить плановую работу ДС. Тем не менее уже в 2022-м в годовом отчете отражено 39 инициатив участников совета по развитию стран БРИКС, среди которых – необходимость развития логистической инфраструктуры стран БРИКС для повышения их логистической связности. В приоритете – развитие экологически чистых и надежных видов сообщения, в первую очередь железнодорожного транспорта.
В 2023 г. в перечень рекомендаций вошли 25 инициатив, в том числе создание координационного механизма развития транспорта стран БРИКС, предложенного ОАО «РЖД». По согласованию со всеми национальными частями ДС таким механизмом стала Подгруппа по транспорту и логистике (ПГТЛ), работа которой стартовала в марте 2024 г. Ее деятельность соответствует приоритетам председательства Российской Федерации в БРИКС, изложенным в Концепции председательства*. Она предусматривает расширение сотрудничества в сфере транспорта, в том числе железнодорожного, включая гармонизацию нормативно-правовой базы, обмен информацией, повышение эффективности перевозок и снижение затрат на логистику, улучшение операционной деятельности и эффективности функционирования, создание условий для скоординированного развития железных дорог в государствах БРИКС и реализации соответствующих проектов. В задачи Подгруппы входят формирование рекомендаций делового сообщества руководителям стран БРИКС по преодолению барьеров, препятствующих развитию логистической связанности, а также формирование позиций по развитию транспортных маршрутов стран объединения. С марта 2024 г. проведено девять заседаний ПГТЛ: 6 марта, 26 марта, 17 апреля, 22 мая, 24 июня, 31 июля, 29 августа, 24 сентября, 17 октября. Подтверждено участие представителей около 100 российских и зарубежных компаний (примерно поровну).
На текущий момент по инициативе российской стороны реализуются следующие направления работы Подгруппы:
1. Формирование Обзора транспортных барьеров БРИКС, в котором описаны логистические цепочки поставок, связывающие страны объединения, а также определены барьеры для их развития. Рассматриваются следующие транспортные маршруты БРИКС:
2. Создание электронной коммуникационной площадки BRICS Transport, в которой планируются следующие основные разделы:
3. Формирование образовательной платформы «Академия транспорта БРИКС». Деятельность академии стартовала с серии вебинаров по транспортной тематике в рамках БРИКС на площадке Корпоративного университета РЖД, к настоящему времени проведено 6 вебинаров. Первый онлайн-мастер-класс по тематике БРИКС 10 апреля провел К.В. Бабаев, президент Национального координационного центра международного делового сотрудничества. Второй проводился экспертом Высшей школы экономики М.Р. Зембатовым. Третий мастер-класс, посвященный тематике развития мультимодальных транспортных маршрутов в БРИКС, 28 мая провели заместитель генерального директора АО «РЖД Логистика» по стратегии и инвестициям Н.В. Гвоздев и заместитель генерального директора АО «РЖД Бизнес Актив» И.Н. Боднар. Четвертый мастер-класс состоялся в конце июля с выступлением П. Лаврентьева-Грасса (Бразилия). А.В. Панов, руководитель направления по поддержке линейно-логистических проектов FESCO, 9 августа провел мастер-класс на тему «Современные тенденции в отрасли контейнерной логистики в странах БРИКС». Кроме того, мастер класс провел заместитель генерального директора, директор Санкт-Петербургского филиала АО «НИИАС» П.А. Попов.
Кроме того, продолжается деятельность Рабочей группы по инфраструктуре, на счету которой уже восемь заседаний. Основное внимание сосредоточено на формировании перечня приоритетных инфраструктурных проектов, в том числе для возможного участия в их реализации российской стороны, и в случае заинтересованности – предложения к рассмотрению Новому банку развития.
Обобщенные ключевые рекомендации главам государств, которые вошли в годовой отчет Делового Совета БРИКС (первые четыре – в списке ключевых):
1. Отметить создание и регулярное обновление Обзора транспортных барьеров БРИКС, что позволит:
2. Продолжить развитие концепции Электронной коммуникационной платформы BRICS Transport.com и рассмотреть возможные направления для повышения координации работы по развитию совместных проектов в странах БРИКС.
3. Рекомендовать продолжить системную работу по развитию Академии транспорта БРИКС с целью развития человеческого потенциала государств группы.
4. Отметить целесообразность поддержки концепции Глобальной логистической платформы.
5. Признать целесообразной консолидацию усилий стран БРИКС для обеспечения быстрых международных платежей и соответствующих операций.
6. В отношении совершенствования правовой базы международных перевозок между странами БРИКС целесообразно продолжить дискуссию по формированию механизма совершенствования споров, который должен предоставить возможность компаниям, участвующим в торговле по маршрутам БРИКС, урегулировать разногласия путем арбитража.
7. Рекомендовать включить положение о необходимости создания условий со стороны делового сообщества для реализации договоренностей, достигнутых на первой Встрече министров транспорта БРИКС, в декларацию Казанского саммита.
8. Расширять сотрудничество с НБР и другими финансовыми институтами в области финансирования инфраструктурных проектов.
Выражаем благодарность Подгруппе по транспорту и логистике Делового Совета БРИКС за предоставленные материалы. В следующем номере журнала «ЛОГИСТИКА» мы продолжим освещать тему БРИКС и готовим публикации, посвященные транспортным маршрутам объединения.